Образовательные программы и режим занятий центра "Точка роста"
С 1 сентября 2021 года на базе центра "Точка роста" начата образовательная деятельность по учебным предметам: физика, химия, биология, технология, дополнительным общеобразовательным программам: "Физика. Путь поисков и открытий", "Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ", "ЮНЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ" и программам внеурочной деятельности:"ИНДИВИУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ". На программы дополнительного образования зачислено 53 обучающихся. На программы внеурочной деятельности 57 человек.
Название программы |
«Физика. Путь поисков и открытий» |
|
Направленность программы |
Естественнонаучная |
|
Классификация программы |
модифицированная, модульная |
|
Ф.И.О. составителя программы |
Коровина Мария Владимировна, Учитель физики и математики |
|
Год разработки |
2021 |
|
Территория |
Свердловская область, Сысертский район, п. Арамиль |
|
Юридический адрес учреждения |
Российская Федерация, Свердловская область, Сысертский район, п. Арамиль, ул. Станционная, 1-Е |
|
|
Телефон: 8 (343)385-32-37 е-mail: aramilschool3@mail.ru |
|
Цель |
создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности. |
|
Задачи |
Обучающие: -формировать представление об исследовательской деятельности; -обучать знаниям для проведения самостоятельных исследований; -формировать навыки сотрудничества Развивающие: -развивать умения и навыки исследовательского поиска; -развивать познавательные потребности и способности; -развивать познавательную инициативу обучающихся, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними. Воспитательные: -воспитывать аккуратность, интерес к окружающему миру; -воспитать творческую личность; -воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе. |
|
Документы, послужившие основанием для разработки проекта |
Конституция Российской Федерации. Конвенция о правах ребенка. Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации». Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» г. Москва, 2015 г.). Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей) |
|
Срок реализации программы |
2 года, 336 часов Модуль 1 - 68 часов, модуль 2 – 100 часов, модуль 3-68 часов, модуль 4- 100 часов. |
|
Возраст обучающихся |
12-17 лет |
|
Образовательные форматы |
Лекция, беседа, практикумы, видео занятия, индивидуальная работа, игра, конкурсы, групповая дискуссия, защита идеи-проекта, мастер-классы, тренировочные, частично-поисковые, творческие работы, публичное выступление. |
|
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) |
Физическая лаборатория, оборудованная в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 10 ученических мест с выходом в Интернет. Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, оборудования для проведение лабораторных работ Для заочных, дистанционных занятий и самообучения: Персональный компьютер. Операционная система Windows. Установленный браузер. Доступ в интернет. |
|
Возможные риски и пути их преодоления при дистанционном обучении |
Риски программы |
Пути преодоления |
Отсутствие персонального компьютера у обучающихся для занятий в онлайн – режиме, просмотра видеоуроков. |
Функция скачивания пройденного материал для просмотра на флешкарте, через телевизор, функция печати подробного описания урока для обучающегося. |
|
Отсутствие или дефицит знаний пользования ПК у обучающихся, следовательно - проблема с выполнением задания. |
Создание подробных видеоинструкций, изложенных простым, доступным языком. Сетевое взаимодействие с другими курсами по обучению навыкам работы с ПК. |
|
Ожидаемые результаты освоения программы |
-формирование положительного отношения к исследовательской деятельности; -формирование интереса к новому содержанию и новым способам познания;
-формирование эстетических потребностей и чувств, художественно - творческого мышления, наблюдательности, фантазии; -формирование ответственности, самокритичности, самоконтроля; -умение рационально строить самостоятельную деятельность; -умение грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки; -умение доводить работу до логического завершения. |
|
Название программы |
« Я- исследователь» |
Направленность программы |
Естественнонаучная |
Классификация программы |
Модульная |
Ф.И.О. составителя программы |
Нелина Елена Константиновна, учитель химии (педагог дополнительного образования) |
Год разработки |
2021 |
Территория |
Свердловская область, п.Арамиль |
Юридический адрес учреждения |
Российская Федерация, Свердловская область, Сысертский район , п. Арамиль, ул. Станционная, 1-Е, 624002 |
Телефон: 7 (343) 385-32-37 |
|
Цель |
Создать условия для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности. |
Задачи |
Обучающие: - формировать представление об исследовательской деятельности; - научить проводить самостоятельные исследования; - формировать навыки сотрудничества Развивающие: -развивать умения и навыки исследовательской работы; -развивать познавательные потребности обучающихся; -развивать умения сравнивать различные явления; Воспитательные: -воспитывать бережное отношение к окружающему миру; -воспитать стремление к творчеству; -воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе. |
Основные документы, послужившие основанием для разработки Программы |
Конституция Российской Федерации. Конвенция о правах ребенка. Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации». Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. |
Сроки реализации программы |
2 года (336 ч.) Модуль 1 - 68 ч.; Модуль 2 – 100 ч.; Модуль 3-68 ч., Модуль 4- 100 ч. |
Возраст обучающихся |
7-15 лет |
Образовательные формы |
Лекции, беседы, практикумы, видео занятия, индивид. работа, игры, конкурсы, дискуссии, защита проекта, мастер-классы, частично-поисковые, творческие работы, публичные выступления. |
Условия реализации программы |
Компьютерный кабинет: компьютер, проектор, интерактивная доска, доступ в Интернет. |
Ожидаемые результаты освоения программы |
-формирование интереса к исследовательской деятельности; -формирование интереса к новым способам познания; -формирование аккуратности, наблюдательности, творческой фантазии; -формирование ответственности и самоконтроля; -умение продумывать и анализировать самостоятельную деятельность; |
Название программы-"Юный изобретатель"
Направленность программы - технологическая
Ф.И.О. составителя программы- Антропова Ольга Николаевна- учитель технологии (педагог ДО)
Год разработки - 2021
Территория - Свердловская область, Сысертский район, п. Арамиль
Юридический адрес учреждения - Российская Федерация, Свердловская область, Сысертский район, п. Арамиль, ул. Станционная, 1-Е
Контакты - Телефон: 8 (343)385-32-37, е-mail: aramilschool3@mail.ru
Содержание
В современном обществе наиболее востребованы люди, способные к самообразованию и саморазвитию, которые могут быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами. Необходимыми становятся не сами знания, а понимание того, где и как эти знания применить. А самым ценным качеством является знание о том, как информацию получать, создавать или систематизировать. Для того чтобы получить на выходе из школы человека, способного быть конкурентоспособным в современном мире, нужно научить его связывать изучаемый предмет с другими предметами в аспекте окружающего нас мира. Таким образом, важнейшей характеристикой обучения становится метапредметность как образовательная форма, которая выстраивается поверх учебного предмета и реализуется в каникулярный период. В рамках курса для учащихся средних и старших классов школ организуется профильный курс «Юный инженер». Среди этих детей есть одаренные дети, способные мыслить нестандартно. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, что позволит реализовать образовательную, воспитательную деятельность. Отличительные особенности программы:
- на протяжении всей программы школьники основную работу выполняют в командах, не индивидуально;
- в рамках курса происходит раскрытие творческих способностей через созидательное действие (разработка технического устройства);
- каждую команду сопровождает куратор, обучающий по тому направлению, в котором выбрана тема проекта школьников;
- теория и практика постоянно чередуются, школьники много работают практически, разрабатывают технические устройства, участвуют в практических занятиях и обучающих мастер-классах.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена потребностью в подготовке высококвалифицированных инженерных кадров. Работа со школьниками по данной программе помогает им получить опыт реальной инженерной работы, более осознанно выбирать направление обучения в университете, на основе полученного опыта, и предотвращает проблему оттока студентов с технических специальностей в университете.
Новизна курса заключается в нестандартном сочетании методик работы со школьниками - обучение проходит в нескольких форматах: лекции, практические мастер-классы, турниры решения изобретательских задач и образовательные мероприятия в развлекательном формате, работа в группах над проектом.
Программа классифицируется по уровню освоения знаний как развивающая. Уровень знаний данной программы предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающихся, расширение информированности в области схемотехники и электроники, обогащение навыками общения и умений совместной деятельности при реализации программы.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и способностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию и режим занятий. Для гармоничного и всестороннего развития личности ребенка проводятся не только инженерные и технические занятия, но и тренинги, направленные на личностное развитие детей. Результаты и кейсы, разобранные на тренингах, будут полезны для школьников в обычной жизни.
Программа ориентирована преимущественно на организацию проектной деятельности обучающихся. Такая направленность обусловлена требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования к результатам освоения основных образовательных программ, в том числе изучения предметной области «Технология».
Так, среди предметных результатов освоения предметной области «Технология» перечислены: развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда.
Использование оборудования центров «Точка роста» позволяет организовывать и проводить учебные занятия с учётом указанных требований, с активным включением проектной деятельности обучающихся в процесс освоения курса, что отражено в содержании рабочей программы.
В сценариях учебных занятий указаны виды исследовательской работы в малых группах с акцентом на сотрудничество и совместную деятельность обучающихся, примеры индивидуальной творческой работы с упором на рефлексию и формулировку собственных суждений и выводов. Важными результатами освоения программы являются навыки самостоятельного производства учебных продуктов на оборудовании. Материально-техническая база позволяет реализовывать проектные задания разных типов: от программирования устройств на основе микроконтроллеров и создания роботов до проектирования и печати трёхмерной модели при помощи 3D-принтера.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» с описанием универсальных учебных действий, достигаемых обучающимися
Данный пункт программы, включает планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» (личностные, межпредметные и предметные) с описанием универсальных учебных действий, достигаемых обучающимися.
Организация учебных занятий по технологии с использованием разработок из данного методического пособия позволит задать вектор развития обучающихся с упором на формирование у них алгоритмического, абстрактного и инженерного мышления. Материалы пособия содержат практические задания на отработку умений анализировать опыт проектно-исследовательской деятельности с точки зрения решения проблемной ситуации или на основе заданных критериев оценки конечного продукта, предлагать технические или технологические решения с использованием методов и инструментов развития креативного мышления (дизайн-мышление, ТРИЗ и др.), оптимизировать базовые технологии в зависимости от ситуации, проводить анализ возможности использования альтернативных ресурсов
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных результатов:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индиви- дуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и про- фессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимо- понимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнёра по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров);
- готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятив- ных УУД:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учётом выявленных затруднений и существующих возможностей;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах её успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
- излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа её решения;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата;
- определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
- формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии материальной и нематериальной сферы;
- производить мониторинг и оценку состояния и выявлять возможные перспективы развития технологий в произвольно выбранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов;
- выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
- определять цели проектирования субъективно нового продукта или технологического решения;
- готовить предложения технических или технологических решений с использованием методов и инструментов развития креативного мышления, в том числе с использованием инструментов, таких как дизайн-мышление, ТРИЗ и др.;
- планировать этапы выполнения работ и ресурсы для достижения целей проектирования;
- применять базовые принципы управления проектами;
- следовать технологическому процессу, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
- прогнозировать по известной технологии итоговые характеристики продукта в зависимости от изменения параметров и/или ресурсов, проверять прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
- в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии, проводить анализ возможности использования альтернативных ресурсов, соединять в единый технологический процесс несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
- проводить оценку и испытание полученного продукта;
- проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
- описывать технологическое решение с помощью текста, схемы, рисунка, графического изображения и их сочетаний;
- анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
- проводить и анализировать разработку и/или реализацию продуктовых проектов;
- проводить анализ конструкции и конструирование механизмов, простейших роботов с помощью материального или виртуального конструктора;
- выполнять чертежи и эскизы, а также работать в системах автоматизированного проектирования;
- выполнять базовые операции редактора компьютерного трёхмерного проектирова- ния (на выбор образовательной организации);
- характеризовать группы профессий, относящихся к актуальному технологическому укладу;
- характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называть тенденции её развития;
- разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда;
- анализировать и обосновывать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории;
- анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определённого уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять анализ и давать аргументированный прогноз развития технологий в сферах, рассматриваемых в рамках предметной области;
- осуществлять анализ и производить оценку вероятных рисков применения перспективных технологий и последствий развития существующих технологий;
- модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/по- требностью/задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
- технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или иной технологической документации;
- оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии;
- предлагать альтернативные варианты образовательной траектории для профессионального развития;
- характеризовать группы предприятий региона проживания;
- получать опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств и тенденциях их развития в регионе проживания и в мире, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального и мирового рынка труда.
Название программы-"Индивидуальный проект"Направленность программы - технологическая
Ф.И.О. составителя программы- Антропова Ольга Николаевна- учитель технологии (педагог ДО), Нелина Елена Константиновна - учитель химии, биологии (педагог ДО)
Год разработки - 2021
Территория - Свердловская область, Сысертский район, п. Арамиль
Юридический адрес учреждения - Российская Федерация, Свердловская область, Сысертский район, п. Арамиль, ул. Станционная, 1-Е
Контакты - Телефон: 8 (343)385-32-37, е-mail: aramilschool3@mail.ru
- 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате прохождения курса ученик научится:
знать / понимать:
- основные понятия: проблема, позиция, проект, проектирование, исследование, конструирование, планирование, ресурс проекта, риски проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание.
Уметь:
- раскрывать этапы цикла проекта;
- самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- владеть методами поиска, анализа и использования научной информации;
- публично излагать результаты проектной работы.
- 2.Содержание учебного предмета
Понятие проекта. Виды проектов. Анализирование проекта. Выдвижение идей.
Техническое проектирование и конструирование. Проектно- конструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование.
Социальное проектирование. Волонтерские проекты и сообщества. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Проектное движение.
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта.
Замысел проекта. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Цель проекта. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта.
Ресурсы и бюджет проекта.
Условия реализации проекта. Планирование действий. Источники финансирования проекта. Сторонники и команда проекта. Модели и способы управления проектами.
Трудности реализации проекта. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.
Позиция эксперта. Проектно- конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка.
Опросы как эффективный инструмент проектирования. Сетевые формы проектов.
В системе естественно-научного образования химия, физика и биология, как учебные предметы занимают важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических и физических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры.
14 мая 2022 года учитель технологии Антропова Ольга Николаевна провела урок в МАОУ СОШ №4 г. Арамиль с учащимися 5 класса по теме: «Планировка квартиры и дома с использованием программы для дизайна и интерьера «Интерьер - 3D» в рамках сетевого взаимодействия. Методическая разработка урока разработана в соответствии с учебной программой.
Учащиеся познакомились с разнообразием программам для дизайна и интерьера и планировки квартиры и дома. Подробно ознакомились и изучили условия и приёмы выполнения работы с основными инструментами программы для дизайна и интерьера «Интерьер - 3D»
В процессе урока учащиеся развили творческие способности, креативное мышление, волю и самостоятельность, умение выделять главное и доказывать это, развивать высокую культуру речи и поведения.
Учитель ставил следующие задачи:
Воспитать чувство красоты и меры, внимание к выполняемой работе, аккуратность в работе, бережное отношение к материально-техническому обеспечению (оборудованию и инструментам) воспитание познавательных интересов, целеустремленности, любознательности, привитие любви к профессии дизайнер интерьера.
Развивающая: развитие навыков работы в программе, расширение знаний о способах моделирования и рационального размещения предметов и мебели..
Воспитывающая: формирование коммуникативных отношений между обучающимися, к продукту своего труда и товарищей, воспитание стремления работать последовательно и аккуратно, креативно.
По результатам урока учащиеся с поставленными задачами справились.
Приобрели умения работать в программе «Интерьер - 3D"
Закрепили знания и практические навыки работы в программе для дизайна и интерьера «Интерьер - 3D» . Научились технически правильно работать с программой по созданию интерьера и правильно использовать инструменты при создании дизайнерского решения. Спроектировали и создали интерьер своего дома.
26.04.2022 г. учитель физики Коровина Мария Владимировна провеле лабораторную работу «Выяснение условия равновесия рычага» в 7 классах.
Целью работы было убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной. В работе использовалась наклонная плоскость, измерительная лента, штатив, грузы и динамометр. Учащимся необходимо было собрать экспериментальную установку, пользуясь рисунком в учебнике, провести измерения при скольжении грузов по наклонной плоскости, меня угол наклона самой плоскости. После проведения измерений, учащиеся должны были воспользоваться «Золотым правилом механики» и рассчитать коэффициент полезного действия, сравнив этот показатель с углами наклона плоскости. Данная работа позволила сделать вывод о зависимости угла наклона плоскости и коэффициента полезного действия, а так же, увидеть на практике и понять смысл терминов «коэффициент полезного действия», «полезная работа» и «полная работа».